Проекты

Назад back
#

Сегодня туризм наряду с другими секторами экономики играет важную роль в экономике и социальной жизни многих городов мира. В городах в настоящее время проживает более 50% населения мира.

Одним из мероприятий по реализации Дорожной карты по формированию национального туристского продукта на 2021 год стало продвижение городского туризма. Для этих целей проведено комплексное исследование на эту тему, изучена передовая практика, в частности уникальный опыт города Казань.

В пользу важности этой работы говорят современные тенденции и особенности развития туризма в Казахстане.

Во-первых, основная туристская инфраструктура сконцентрирована в городах, также, как и человеческий капитал.

В мировом рынке городские поездки лишь немного уступают пляжному отдыху, и общая доля на рынке составляет почти 30%. Таким образом, городской туризм с экономическими возможностями и возможностями создания рабочих мест стал одним их ключевых факторов городского планирования и повышения благосостояния населения, живущих в городах мира.

Если взглянуть на статистические данные, в Казахстане функционируют свыше 3,5 тыс. мест размещения, из которых, в исследуемых городах представлены 20% (Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Караганды). Так, порядка 31% номерного фонда страны сосредоточено в указанных городах.

По данным аналитического модуля «eQonaq» в более чем 1300 местах размещения, подключенных к системе, с начала года зарегистрировано более 80 тыс. иностранных гостей. Из них, 310 мест размещений или 25% находятся в 3 городах республиканского значения, и на них приходится порядка 70 тыс. интуристов - что почти 85% всех гостей, зарегистрированных в системе (Прим. - срез по состоянию на декабрь 2021 г. охватывает данные по 1300 местам размещения, зарегистрированных в системе).

Так, мы можем наблюдать, что основной поток туристов формируется в городах. Согласно данным исследования 42% турпотока Казахстана приходится на 4 города. Следует отметить, что 62% прибывших иностранцев останавливаются в городах Нур-Султан и Алматы.

Во-вторых, городской туризм пострадал больше всего вследствие пандемии. Согласно данным “European Cities Marketing” пандемия COVID-19 наиболее серьезно повлияла на развитие городского туризма во всем мире. По данным этой организации среднегодовые объемы оказанных услуг местами размещения упали на – 77%.

По данным официальной статистики, период локдауна и действующие ограничения также серьезно повлияли на развитие городского туризма в Казахстане.

Об этом свидетельствуют снижение уровня заполняемости мест размещения с 23% в 2019 году до 17% в 2020 году. Если брать города республиканского значения, количество обслуженных посетителей и объем оказанных услуг в местах размещения снизились почти на 50%.

Если сравнивать эти цифры с Национальными парками, например, где количество посетителей за тот же период снизилось на 35%, видно, что именно города пострадали больше с точки зрения потери турпотока.

В то же время восстановление турпотока в городах идет медленнее, чем в тех же самых национальных парках. Это, в свою очередь, требуют решительных мер. Поэтому, продвижение городского туризма приобретает особую актуальность и своевременность.

В-третьих, успешный опыт MICE туризма показывает потенциал делового и событийного туризма в наших городах. Для развития MICE туризма АО «НК «Kazakh Tourism» вступил в членство в Международную ассоциацию конгрессов и конференций (ICCA) и начал участвовать в зарубежных тендерных площадках (биддинг) для привлечения различных мероприятий в Казахстан. Для стимулирования развития данного направления Национальной компанией разработаны программы послов MICE туризма и поддержки организаторов международных мероприятии Meet in Kazakhstan.

Благодаря этим усилиям, уже гарантировано получено право проведения 12 международных мероприятий в Казахстане, которые, как ожидается, привлекут более 5 тысяч делегатов и обеспечат доход экономике страны в более 6 млн долларов США.

Для сравнения в 2019 году Казахстан занял 79-е место в мире по развитию MICE туризма. В том году Казахстан привлек 18 мероприятий международных ассоциаций, доходы от проведения которых составили 6 миллионов долларов. Из 18 мероприятий по Казахстану 12 проходили в Нур-Султане, 6 - в Алматы.

Именно успешный пример столицы является показательным в этом направлении. При наличии постоянного фокуса со стороны МИО на развитие MICE туризма, или любого другого направления туризма, можно довольно быстро реализовать имеющийся потенциал в городах.

 

В этой связи, было проведено комплексное исследование для продвижения городского туризма, основанное на анализе развития туризма в 4-городах Казахстана. В исследовании проводится анализ и оценка мировых тенденций и факторов развития городского туризма, а также особое внимание акцентируется на успешном опыте развития городского туризма на примере города Казань. Исследование было проведено группой экспертов, которые собирали полевые данные, чтобы иметь более глубокое понимание каждого города, выбранного для анализа в рамках данного исследования (Нур-Султан, Алматы, Шымкент и Караганды). Проведены обучающие онлайн и оффлайн семинары «Городской туризм: тренды, возможности, вызовы» для представителей туристских объектов 4-х городов. Кроме того, разработаны детские, экскурсионные и транзитные туры, а также туры выходного дня в 4-х городах.

Цель исследования – проведение комплексного исследования и сбор данных в 4 городах Казахстана для продвижения городского туризма и разработка предложений по его развитию в постпандемийный период.

Основные задачи:

  • Изучение мировых тенденций городского туризма и опыта развития городского туризма на примере города Казань;
  • Анализ факторов развития городского туризма в Казахстане;
  • Проведение полевых исследований и сбор данных по чек-листу в 4-х городах Казахстана;
  • Составление реестра ключевых туристских объектов в выбранных 4-х городах;
  • Проведение семинаров (онлайн и оффлайн) по продвижению городского туризма для представителей туристских объектов;
  • Разработка туров (детские, экскурсионные, транзитные и выходного дня) для размещения на маркет-плейсы;
  • Разработка на основе проведенного анализа рекомендаций по развитию городского туризма.

Разработанные туры размещены на маркет-плейсе по ссылке

С полным текстом исследования можно ознакомиться ниже