Проекты

Назад back
#

Повышение качества турпродуктов: изучение опыта Испании, Китая и Швейцарии

2020-02-18

#129

Повышение качества турпродуктов является одной из важных задач развития внутреннего и въездного туризма, а внедрение стандартов являются инструментом обеспечения качества путем установления минимально необходимых требований по критериям надежности, безопасности и качества.

На текущий момент в Казахстане приняты стандарты в сфере туризма, включая стандарты, регулирующие услуги мест проживания, экскурсионные услуги, транспортную деятельность, детско-юношеский туризм, безопасность туристов и др., однако не выстроена система таким образом, чтобы стандарты активно применялись компаниями в сфере туризма. Для обеспечения их широкого применения при ведении предпринимательской деятельности, необходимо либо законодательно закрепить обязательность применения стандартов, либо внедрить систему стимулирования и мотивации для их добровольного применения.

В разные годы Казахстан получал предложения от зарубежных организаций по внедрению системы стандартизации из Испании, Швейцарии, Китая.

В связи с этим, в 2020 году проведено исследование стандартов оценки качества туристских услуг на примере международного опыта (Китай, Испания, Швейцария) в рамках дорожной карты по разработке национального туристского продукта на 2020-2021 годы, подписанной между АО «НК «Kazakh Tourism» и Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен».

Целью исследования является изучение систем стандартизации зарубежных стран (Испания, Китай, Швейцария) для определения наиболее подходящей системы для Казахстана и определения дальнейшего направления и плана действий по повышению качества турпродуктов страны.

Результаты

Приложенный отчет вкратце описывает результаты исследования. По итогам, предложено внедрение системы стандартизации «знака качества» на основе испанской системы. Критерии оценки и некоторые элементы системы классификации мест размещения Швейцарии взяты за основу для обновления критериев и Правил классификации мест размещения. Критерии оценки китайской системы будут использованы при обновлении отдельных стандартов, в частности для повышения качества организации экскурсий.

Как показывает международный опыт, повышение конкуренции среди субъектов бизнеса и между дестинациями, подтолкнуло представителей турбизнеса к созданию объединений по сертификации соответствия стандартам, в целях стимулирования повышения качества своих услуг. То есть добровольная система стандартизации образовалась в первую очередь как инициатива бизнеса («снизу вверх»), и предложение зарубежных организаций по внедрению такой же системы в Казахстане «под копирку» через государственные организации, без инициативы и осознания потребности со стороны бизнеса с большой долей вероятности будет обречено на провал.

Несмотря на то, что казахстанские представители турбизнеса, работающие на внутренний туризм, в данный момент конкурируют с зарубежными странами, куда отправляются казахстанцы, которые могли бы предпочесть свою страну, многие из них все еще рассматривают стандарты как преграду ведения бизнеса (а не руководство по повышению качества турпродуктов).

Следовательно, крайне важно в данный момент подготовить турбизнес, и донести важность соответствия стандартам качества для привлечения туристов и увеличения своего дохода. Результаты продвижения идеи соответствия стандартам прежде всего обеспечит более стабильный и высокий поток туристов.

В связи с этим, навязывание обязательной сертификации не видится целесообразным.

Для успешного внедрения системы стандартизации, кроме мероприятий, указанных в отчете, возможно подписание дорожной карты между Обществом и местными акиматами в дестинациях, где будет пилотно внедряться система. Также, по итогам данного исследования целесообразно проведение масштабного опроса, в результате которого, с одной стороны, можно изучить проблемы, с которыми сталкивается субъект бизнеса при попытке приведения в соответствие своих продуктов (услуг) со стандартами качества, их мотивацию, а с другой стороны, начать разъяснение и продвижение идеи соответствия стандартам.

С текстом исследования можете ознакомиться по ссылке.